A A A x2 A A A A A 0px 1px 2px Sans-Serif Open Sans Tahoma Times NR
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
пятница, 15 ноября 2019 0
Последнее изменение: 09.11.2019 17:24 (MSK)
ГлавнаяО муниципалитетеПочетные гражданеЛидия Иннокентьевна Чечулина (р. 1957 г.)
Статус материала
Дата публикации: 28.06.2016 23:53 (MSK) Первоначальная редакция
Опубликован: Техническая поддержка
Размещен в разделе: О муниципалитетеПочетные граждане
Просмотров: 1009

Лидия Иннокентьевна Чечулина (р. 1957 г.)

Лидия Чечулина  (Фото: www.kam-kray.ru) Лидия Чечулина
(Фото: www.kam-kray.ru)

Лидия Чечулина – танцовщица с неповторимой пластикой, художественный руководитель национального ансамбля «Лаутэн», заслуженный работник культуры, народный художник Камчатки, член Творческого союза художников России Камчатского отделения им. Феликса Тебиева. В 2001 году удостоена медали ордена «За заслуги перед Отечеством». Яркая представительница нового поколения национальной культуры северян. В творческом облике Лидии Иннокентьевны соединились глубокие знания традиций береговых коряков-нымыланов, обитавших на северо-востоке Камчатки, с высокой образованностью и ярким сценическим опытом. Благодаря её труду во всём мире не угасает интерес к традиционной культуре коренных жителей Камчатки.

Лидия Чечулина родилась в 1957 году в селе Анапка Карагинского р­айона. Воспитывалась у бабушки по строгим порядкам, издревле сложившимся у береговых коряков. С детских лет любила наблюдать, как поют и танцуют гости, приезжавшие на оленьих и собачьих упряжках из соседних районов Камчатки. Географическая удаленность Анапки от крупных посёлков, тесные родственные связи способствовали стойкому сохранению обычаев и верований, из которых складываются черты духовной культуры коренных народов Севера.

После расформирования с. Анапка Лидия Чечулина с группой анапкинских коряков была переселена в поселок Ильпырь. Профессиональное образование Лидия Чечулина получила в музыкальном училище в Петропавловске-Камчатском, поступив на отделение культурно-просветительской работы, а затем в Хабаровском институте культуры, после окончания которого возвратилась в Ильпырь. Именно здесь в 1978 году Лидия Иннокентьевна собрала вокруг себя талантливых знатоков народных традиций и организовала этнографический ансамбль «Лаутэн» (в пер. с корякского «трава осока» – символ добра, счастья и спокойствия).

Лидия Чечулина делится секретом приготовления корякской толкуши (Фото: ИА «КамИнформ»)Лидия Чечулина делится секретом приготовления корякской толкуши (Фото: ИА «КамИнформ»)
Лидия Чечулина (справа), отчётный концерт ансамбля «Уйкав» (Фото: Вера Ступникова)Лидия Чечулина (справа), отчётный концерт ансамбля «Уйкав» (Фото: Вера Ступникова)

В основу репертуара ансамбля положен аутентичный фольклор, родовые мелодии, сказки, танцы, старинные игры и обряды, фрагменты из корякских праздников. Подлинность культуры, сохранённая в каждом номере ансамбля «Лаутэн», уже несколько десятилетий вызывает повышенный интерес со стороны любителей народного творчества и учёных. С самого начала ансамбль участвовал во всех культурных мероприятиях района. Вскоре «Лаутэн» заметили, стали приглашать на гастроли, сначала в города и села Камчатки, а потом и за её пределы. Ансамбль неоднократно выезжал на гастроли за границу. Благодаря этому с культурой береговых коряков познакомились зрители Англии, Японии, Франции и других стран. Так, в 1994 году «Лаутэн» представлял Као на Международном фестивале фольклора во Франции.

С 2010 года Лидия Иннокентьевна живёт в Петропавловске и руководит детским национальным ансамблем «Уйкав» – передаёт свои знания подрастающему поколению. Помимо преподавательской деятельности, Лидия Чечулина занимается переводом корякских сказок на русский язык. Она в совершенстве владеет алюторским языком (языком береговых коряков). Вот уже много лет сотрудничает с российскими и зарубежными исследователями культуры нашего края. За консультацией к ней обращаются лингвисты из России и многих стран мира.

Статья подготовлена по материалу сайта Камчатского краевого объединенного музея «Хранительница родовых традиций».